1. Условия
возникновения и становления опыта.
21 век - время поиска и обретения духовной свободы и целостности личности. Путь выхода из кризиса общества, кризиса культуры сегодня связан с преодоле-нием кризиса в образовании, с определением его новых ценностей и средств их реализации. Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, новой парадигмы образования.
Идеи самоорганизации, саморазвития,
самоопределения оказались особенно вос-требованными в
современной жизни, что определило появление новой парадигмы образования –
личностно ориентированной. Сущность ее
заключается в призна-нии
уникальности и неповторимости каждой личности, ее самоценности, в изме-нении
позиции и места ребенка в образовательном процессе, который должен строиться в
соответствии с его потребностями, интересами и возможностями, обе-спечивать
личностный смысл его деятельности, создавать пространство для про-явления и
развития этих способностей. Новая парадигма образования продолжает и развивает
идею, сформулированную еще И. Кантом: «Признать каждого челове-ка
целью в себе и не допустить превращения его в средство для других».
Сейчас множество различных педагогических
технологий, но в основе каждой их них личностно ориентированное направление
учебного процесса.
Задача современного учителя – понять и
принять основные идеи личностно
ори-ентированного образования и построить свою, личностно –
индивидуализирован-ную педагогическую систему, определить свое место в инновационной деятель-ности.
Необходимо обратить внимание на
педагогическое образование учителя, на раз-витие тех его личностных структур,
которые касаются интуитивной, творческой стороны его деятельности, на
способность к импровизации, на умение создать для учеников
эмоционально-интеллектуальное напряжение. Мировоззрение и созна-ние
учителя должно измениться, разрушить ориентацию на предметный мир.
Учитель должен быть сам личностью, иметь
твердую гражданскую позицию, не бояться высказывать свое мнение и уважать
мнение детей, он и собеседник, и ис-следователь, и
эксперт. Важную роль играет создание учителем атмосферы заин-тересованности
каждого ребенка в классе, стимулирование учащихся к высказы-ваниям, позитивное
и уважительное отношение к самостоятельности мнений и выводов учащихся,
развитие мотивационной сферы, поощрение творческой акти-вности. Эмоциональность
учителя позволит откликаться и на эмоции детей.
Ученик и учитель – партнеры, поэтому они
должны совместно искать смысл и ценность совершенного действия. Только эрудированный учитель может стать связующим звеном между
культурой и учеником, помочь ему войти в мир культу-ры и самоопределиться в
нем. Общение с учащимися слеует строить на основе позитивного внимания,
принимать ребенка таким, каким он является, опираться на его личностный смысл и
интересы в учении, содействовать их обретению и развитию, стимулировать это
развитие.
2.
Актуальность и перспективность развития опыта
Образовательный процесс – это целостный
педагогический процесс, в котором и происходит образование. Процесс обучения –
одно из средств образования чело-века. Специфика
личностно ориентированного обучения как одного из важней-ших
средств личностно ориентированного образования заключается в том, что
ус-ваиваемые знания и способы деятельности являются не самоцелью, а средством,
условием для реализации потребности человека «быть личностью».
Цель
личностно ориентированного образовательного процесса – обеспечить
самоопределение и саморазвитие личности в культуре.
Задачи:
1) обеспечить индивидуально –
личностное развитие ребенка в процессе его образования: формирование
устойчивого мотива к познанию мира;
2) не только дать учащимся
знания, но и пробудить личностный интерес к предмету, развить стремление к
речевому самосовершенствованию, предоставить ученикам все возможные средства и
условия для само-обучения;
3) содействовать ученику в
определении и совершенствовании его отно-шения к
самому себе, другим людям, окружающему миру, своей дея-тельности в обществе;
4) организовать событийную
общность с учеником, помочь ему в осво-ении позиции
субъекта собственной жизнедеятельности.
Выбор формы
и стиля педагогического общения индивидуален, важно находить оптимальное
сочетание личных и общественных интересов. Личностно ориенти-рованная
направленность урока предполагает
формирование и стимулирование субъективной позиции учащихся, создание условий
для проявления и развития индивидуальности, обеспечение обратной связи в
педагогическом процессе.
В процессе обучения, кроме традиционных, нужно
использовать и нетрадици-онные методы, обеспечивающие создание на уроке
личностно ориентированной ситуации.
Цели
уроков:
1) создание условий для
проявления познавательной активности учеников;
2) ориентация на формирование
учебной деятельности школь-ников, а не на передачу
информации;
3) организация развивающего
пространства;
4) формирование
эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
5) обеспечение обратной связи в
учебном процессе.
Средства достижения целей:
1. использование разнообразных
форм и методов организации учебной деятельности;
2. создание атмосферы
заинтересованности каждого ученика в работе классе;
3. использование в ходе урока
дидактического материала, позволяющего уче-нику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержа-ния;
4. создание педагогических
ситуаций общения на уроке, позволяющих каж-дому
ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах
работы.
Учитель
должен сам составлять «режиссуру» урока в зависимости от его темы, уровня
подготовленности класса, целевой установки.
Деятельность учителя на уроке:
1) наличие у учителя учебного
плана проведения урока в зависимости от го-товности
класса;
2) использование проблемных
творческих заданий;
3) применение заданий,
позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;
4) создание положительного
эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
5) стимулирование учеников к
выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
6) оценка при опросе на уроке
не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал,
какой способ использовал, почему и в чем ошибался.
В настоящее время существует довольно
обширное поле инициатив, которые ра-ботают не на
устоявшие цели и задачи, а вырабатывают новое представление об образовательных
целях и задачах.
Важнейшим условием эффективного создания программы инновационной де-ятельности является не правильное и однозначное усвоение кем-то продуманных методических рекомендаций и осуществление собственной деятельности в жест-ком соответствии с этими рекомендациями, а содержательный диалог в простран-стве очерченных теоретических границ.
Профессиональный интерес испытываю к
направлению «Инновационные и эк-спериментальные
процессы в образовании». Не всегда есть силы и время для пе-реработки
огромного количества материала. Именно поэтому очень важно при-держиваться
принципа интерактивного обучения. Интернет в образовании сейчас уже не
редкость. С 1999 года Центр дистанционного образования «Эйдос» совме-стно с Российской академией образования и ассоциацией
«Релайн» проводит дис-танционные эвристические олимпиады для школьников и
Всероссийские конкур-сы «Дистанционный учитель года». В ноябре 2009 г. Международный Институт
Развития «ЭкоПро» при технической поддержке Интернет хостинга проводил Второй открытый профессиональный конкурс педагогов
«Мультимедиа урок в со-временной школе» для общеобразовательных учреждений. Я
решила принять уча-стие в этом конкурсе и отправила
интегрированный урок «Культура Древней Руси 14 – 15 веков».
3.
Теоретическое обоснование опыта
1)
Виды инновационной деятельности в школе.
Обучение подвержено изменениям не менее, чем другие сферы жизни и дея-тельности человека.
Новаторство и традиции – две стороны развития культуры, образования и всего
общества в целом. В последние годы растет внимание ученых к инновациям в
образовании.
Непременное и обязательное условие в
инновационной деятельности – распро-странение и
тиражирование новых технологий, передовых методов организации обучения,
инновационного менеджмента. А для этого необходимо создавать ин-новационную
среду, основным элементом которой является человек - выпускник школы или
высокообразованный специалист. Также нужен
технологический про-рыв в компьютерном образовании, повышение престижа или
конкурентоспособ-ности националной системы образования, техническое
перевооружение школ, улучшение экологической обстановки.
Инновационное обучение направлено на развитие
личности учеников при помо-щи специально организуемых
учителем педагогических, дидактических или мето-дических изменений.
Одной из главных целей инновационного
обучения является подготовка уча-щихся к самим
изменениям как способу жизнедеятельности в современном изме-няющемся мире.
Нововведение – один из важнейших факторов развития современного мира, про-цесс, сущность которого составляет инновационная деятельность, а результат ее воплощен в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, нового подхода к социальным или образовательным услугам.
К основным функциям инновационной
деятельности относятся изменения ком-понентов
педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов,
технологий, средств обучения, системы управления.
В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшес-тва, реализация новшества, рефлексия нововведния. Однако внутри образователь-ного процесса также происходит множество видов деятельности, которые могут называться инновационными. У каждого из субъектов деятельности возникает своя продукция, например: для ученика это могут быть образовательные резуль-таты изучения темы, для учителя – новая освоенная методика, а для ученого – ди-агностические данные, характеризующие эффективность применения новшества.
Принято различать учебную деятельность учащихся, педагогическую дея-тельность учителя-инноватора, педагогическую деятельность ученого, мето-дологическую деятельность. Каждый вид деятельности включает в себя рефлек-сию разного порядка.
Рефлексия связана с целеполаганием.
Постановка учеником целей своего образо-вания
предполагает их выполнение и последующую рефлексию – осознание спо-собов
достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае не только итог, но и
стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки но-вых целей. Цели образовательной рефлексии: вспомнить,
выявить и осознать ос-новные компоненты деятельности –
ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты. Без
понимания способов своего учения, меха-низмов познания и мыследеятельности
учащиеся не смогут усвоить те знания, ко-
торые
они добыли, сформулировать получаемые результаты, скорректировать свой
образовательный путь. Модель рефлексивной самоорганизации ученика включает как
минимум три основных рефлексивных процесса: самоопределение, самопознание, самоактуализацию.
Ученик осмысливает и переосмысливает сло-жившуюся
ситуацию и определяет дальнейшие шаги в учебном процессе.
В зависимости от
поставленных задач используются различные типологии педа-гогических
нововведений, каждая из которых строится на определенных основа-ниях и
выполняет свою роль в теории и практике. Новшества разделяются по при-чинам их появления. Наиболее значимыми являются улучшающие
инновации, интегрирующие и ретроведение.
Улучшающие инновации обеспечивают значительные преимущества и улучше-ния, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах. В каче-стве примера можно привести профильное обучение. Интегрирующие инновации обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса. Та-кой инновацией можно считать технологии личностного ориентированного обуче-ния. Ретроведение – освоение школой чего-то нового для нее в данный момент, но когда-то уже использовавшегося в образовательной практике.
Активное вовлечение учащихся в организацию
учебного процесса повышает ин-терес детей к учению,
позволяет добиться высоких результатов. Среди современ-ных тенденций развития
образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах
пользователю отводится все более активная роль, предлагающая ему свободу выбора
действий, получения индивидуальных результатов.
2) Учебная научно-исследовательская деятельность.
Под учебно-исследовательской деятельностью
школьников понимается процее решения ими научных и личностных проблем, имеющий свой целью построение субъективно нового знания.
Учащиеся самостоятельно работают под руководст-вом
научного руководителя, который их консультирует, советует, направляет,
на-талкивает на всевозможные выводы. Учебное исследование
сохраняет логику ис-следования научного, но отличается от него тем, что не
открывает объективно но-вых для человечества знаний.
Учебно-исследовательскую деятельность
школьников можно разделить на не-сколько видов.
Возможности для организации учебно-исследовательской деятель-ности
представляют уроки, домашнее задание, внеурочная деятельность.
На уроке учитель использует педагогические
технологии, основанные на приме-нении
исследовательского метода обучения. Исследовательский метод можно оп-ределить как самостоятельное решение учащимися новой для
них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как
наблюдение и самос-тоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка,
формулирование выводов, закона или закономерности. Применение
исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа
первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.
Учебный эксперимент позволяет организовать
освоение таких элементов иссле-
довательской
деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обра-ботка
и анализ его результатов. Учебный эксперимент может включать в себя все или
несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изу-чение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка
исследователской зада-чи, определение цели, задач эксперимента, количественный
и качественный ана-лиз полученных данных, интерпретация полученных фактов,
формулирование вы-водов, защита результатов экспериментального исследования).
Домашнее задание исследовательского характера
может сочетать в себе все виды исследования. Более широкие возможности
предполагает внеурочная деятель-ность. Образовательные
экспедиции предусматривают активную образователь-ную
деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера. Фа-культативные занятия предполагают углубленное изучение
предмета, дают боль-шие возможности для реализации на них
учебно-исследовательской деятельности. Участие в олимпиадах, конференциях,
предметных неделях, интеллектуальных марафонах тоже предполагает выполнение ими
учебных исследований или их эле-ментов.
Можно проанализировать элементы
экспериментального исследования с точки зрения организации деятельности
учащихся на уроке литературы в 11 классе с гу-манитарной
профилизацией. Это заключительное занятие в системе уроков по ро-ману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» по теме «Он не
заслужил света, он за-служил покой». На предыдущих уроках рассматривались
художественные, идео-логические и философские
особенности произведения. Последний урок – это раз-мышление
над финалом с опорой на субъективный личностный опыт учеников.
Во время изучения романа школьникам
необходимо было обратиться к дополни-тельной
литературе (Евангелиям от Луки и от Матфея; Книге Иова; «Апокалипси-су» Иоанна
Богослова»; «Толкованию на «Апокалипсис» Андрея Кесарийского» «Божественной
комедии» Данте; «Фаусту» Гёте, литературоведческим изданиям и словарям), чтобы
сравнить, как в ней ставились аналогичные проблемы нравст-венного выбора. Это
заставило обратиться к личностному опыту, задуматься о том, как бы сами учащиеся поступили в данной ситуации выбора.
Группе учащихся было дано предварительное
задание: исследование глубинных связей «Мастера и Маргариты» с трагедией Гёте
«Фауст» и Книгой Иова. Завер-шающий урок фактически
был подготовлен самими учащимися, включая в себя те проблемы, которые
действительно волновали учеников, и роль учителя заключа-лась в том, чтобы
организовать занятие.
На уроке учащиеся разбились на группы по
принципу: «На какой вопрос мне хо-телось бы ответить».
Также использовались такие формы работы, как отчет об ис-следовании,
пресс-центр.
Для решения проблемы, поставленной в начале
урока, использовались разнооб-разные творческие
задания, выполнение которых помогало проникнуть в художе-ственный мир
произведения, в философию жизни героев. В основе организации деятельности
лежали диалоговые и полилоговые методы, сотрудничество, обсуж-дение
результатов групповой работы, подведение итогов деятельности пресс-цен-тра.
В конце урока обязательное подведение итогов
с формированием учащимися са-мостоятельных выводов.
Эта работа была организована в форме пресс-центра.
Этот рефлексивный этап показал, что урок достиг своей цели, так как
рефлексив-ная деятельность продолжала осуществляться и после урока, возникали
новые во-просы.
Урок включал в себя элементы настоящего
научного исследования: дискуссию, выявление проблемы, проведение группового
исследования текста романа, интер-претацию фактов,
формулирование выводов.
3) Творческая деятельность.
Творческие ли у нас стандарты? Речь идет о
творческой составляющей образова-ния, обеспечивающей
развитие одаренности детей, их способности жить и дейст-вовать продуктивно во
благо себе и обществу. Возможно возражение, что стан-дарт
не должен ориентироваться на творческую составляющую образования, по-скольку он
представляет собой минимум знаний, умений и навыков, который ну-жно достигать
без всякого творчества. Но научиться творчеству невозможно в не-творческих
условиях.
Выведение за рамки образовательных стандартов
творческой деятельности уче-ника приводит к отчуждению
его от образования, обезличиванию и формализации учебного процесса. Путь
решения данной проблемы один: образовательные стан-дарты
должны предполагать наличие творческой образовательной деятельности наряду с
другими видами учебной деятельности.
Согласно стандарту учащиеся должны получать
опыт творческой деятельности, в результате чего у них формируются обобщенные
способы такой деятельности и развиваются созидательные, то есть креативные
способности. В общих положени-ях стандарта основного
общего образования каких-либо упоминаний о творчес-ком развитии учащихся не
содержится вовсе. Говорится лишь, что «специфика педагогических целей основной
школы в большей степени связана с личным раз-витием
детей, чем с их учебными успехами». Но без учебных успехов не может быть и
личного развития.
Анализ стандартов для средней школы показал,
что среди общих учебных уме-ний, навыков и способов
познавательной деятельности есть те, которые имеют креативную направленность,
например: «Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение
предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
<…>Творческое решение учебных и практических задач: умение мо-тивированно
отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоя-тельное
выполнение различных творческих работ; участие в проектной
деятельно-сти. Рефлексивная деятельность. Самостоятельная организация учебной деятель-ности…»
На творческую деятельность учащихся стандарт
по литературе не ориентирован. Есть только одна строка, которую можно
истолковать как направление на продук-тивную
деятельность детей: «Написание сочинений по литературным
произведе-ниям и на основе жизненных впечатлений».
Задача современного учителя состоит в
том, чтобы не ждать стандартов нового поколения, а развивать творческую
деятельность учащихся. Креативные системы обучения помогут реализовать данный
вид учебной деятельности. Творческая ориентация креативного обучения состоит в
углубленном изучении материала.
Это
обучение развивает интеллектуальные и творческие способности детей, гото-вит их к предметным олимпиадам, научным конференциям.
Одним из направле-ний творческой деятельности является
проектное обучение.
Самостоятельная работа над разрешением
проблемы, получение конкретного ре-зультата и его публичное предъявление – все
это отражается в проектной деятель-ности. Учебный
проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное
самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности;
это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это
деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной
самими учащимися в виде цели и задачи, когда резульат этой деятельности –
найденный способ решения проблемы – носит практический хара-ктер,
имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для
самих учащихся. Во время работы над проектом реализуется мыслительная,
коммуникативная, практическая и презентационная деятельность.
Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно прожи-вать вполне реальные моменты ее возникновения, развития и разрешения. Проек-тировать – значит представлять умозрительно, как могла бы развиваться ситуация при внесении в нее тех или иных изменений, принятии кардинальных решений, действий со стороны участников или извне. Этот процесс может быть прерван, иг-ровая условность, полная реального смысла, готовая превратиться в реальность, может быть разрушена, если вмешается учитель и внесет в нее моменты традици-онного учебного процесса, который протекает в отрыве от реальной жизни, когда процессы и ситуации рассматриваются как бы со стороны, а не проживаются «из-нутри». Поэтому задача учителя – помочь учащимся самостоятелно организовать работу над проектом, дать им возможность проявить личную мотивацию и твор-чество.
4) Проектная деятельность.
Одна из форм направления проектной
деятельности – создание редакции детско-го
литературного журнала. Это комплексный проект. Он не является научно-ис-следовательским, скорее познавательно-творческий.
Конечный результат опреде-ляет цель проекта: развитие
читательской культуры детей и всех сопутствующих ее компонентов (ощущение,
восприятие, воображение, осмысление, художествен-ный вкус, мотивации детей,
принятие разнообразия литературных жанров) на ос-нове организации деятельности
по созданию детского литературного журнала.
Цель определяет и содержание задач проекта:
·
расширение представлений школьников о многообразии жанров детских
литературных произведений;
·
приобщение детей к слушанию художественных произведений;
·
развитие поисковых способностей, умений и навыков отбора нужного со-держания в процессе познавательной и творческой
активности, проявление любознательности и других качеств юного журналиста;
·
приобщение к практико-ориентированной, коллективной деятельности по
созданию своего детского журнала;
·
формирование коммуникативных умений в процессе коллективного
сотвор-чества;
·
развитие речевой компетенции учащихся в процессе презентации своего
журнала;
·
научить ребенка принимать высказывания сверстников, взрослых, специа-листов о качестве выполненной работы в перспективах
ее улучшения.
Проект разрабатывается в течение года.
Журнал создается поэтапно. Этапы реа-лизуются в
процессе проведения занятий с учащимися.
Реализация такой деятельности по
разработке проекта требует высокого уров-ня подготовки
учителя и соответствующей, детально продуманной, материально-технической
оснащенности процесса разработки проекта.
Очень важна роль участия специалистов по
изобразительному искусству, музы-ке. Огромную
поддержку оказывают и родители: помогают организовывать экс-курсии
в типографию, библиотеку, редакцию, участвуют в изготовлении атрибу-тов и
костюмов для театрализованной деятельности, организовывают встречи с
интересными людьми.
Проект можно рассматривать как дополнение к
любым, развивающим, комплек-сным и локальным
программам литературного образования детей. Важно, чтобы проект способствовал
развитию активной, самостоятельной, творческой личности ребенка.
Первостепенная задача реализации проекта –
сформировать ученика хорошим читателем. Приобщая детей к литературе и чтению,
необходимо не только воспи-тывать и развивать самих
школьников, но еще и убеждать, информационно под-держивать и включать родителей
в реализацию идей, заложенных в этом проекте.
Механизм
создания журнала включает следующие компоненты:
1)
Выбор темы.
2)
Постановка задачи. Создание газеты, распределение ролей между учениками –
разработчиками журналистского проекта (главный редактор, журналист, писа-тель, фотокорреспондент, художник) для сотрудничества в
малой группе.
3)
Реализуемые виды деятельности в процессе разработки проекта создания журнала:
·
«Главный редактор» обсуждает со своими «сотрудниками» тему выпуска,
дает им задания.
·
«Журналисты» собирают информацию по заданной теме.
·
«Писатели» сочиняют согласно жанру сказку или рассказ.
·
«Художники» должны подобрать необходимые для зарисовки материалы.
·
«Фотокорреспонденты» должны сделать фотографии (выбрать иллюстра-ции, картинки).
Дети
предлагают разные варианты сбора информации, выбирая соответствующие модели из
папки поиска (подумать самому, спросить у взрослого человека, обра-титься к книгам, к компьютеру, понаблюдать за
сверстниками).
4)
Оформление материала: все «сотрудники редакции» рассматривают, система-тизируют, обсуждают собранную информацию. Выявляют,
что нового, интересно-го узнали, определяют содержание
и согласовывают его с темой поиска, продумы-вают, что следует поместить в
журнал, формируют свой журнал.
«Художники»
делают зарисовки по теме, соответствующие надписи. «Фотокорреспонденты»
размещают и наклеивают иллюстрации.
5.Презентация
журнала.
Этапы проекта |
Деятельность педагога. |
Деятельность детей. |
1 этап |
1. Формирование проблемы. 2. Ввод участников в игровую ситуацию. 3.
Определение задач, которые нужно решать. |
1. Осмысливание сути проблемы. 2.
Вживание в сюжетно-игровую ситуацию. 3.
Принятие задач проекта. |
2 этап. |
1.
Популяризация нужной информации. 2.
Помощь в планировании деятельности. 3.
Оказание практической по-мощи всем участникам
про-цесса. |
1.
Классификация информации. 2.
Объединение по подгруппам. 3.
Распределение обязанностей. |
3 этап. |
1.
Организация деятельности детей в подгруппах по выпол-нению
работы. |
1.
Работа учащихся над созданием заданного продукта деятельности. |
4 этап. |
1.
Оказание помощи в подго-товке к презентации проекта. |
1.
Подготовка проекта к защите. 2.
Презентация проекта с использова-нием мультимедийных
технологий. |
Результаты реализации такой деятельности
способствуют формированию полез-ных навыков
организатора, развитию целенаправленных поисковых способностей в работе с
информацией, учат согласовывать отобранное содержание с темой рас-крываемого
содержания, формируют художественный вкус, учат работать в ко-манде, развивают
речь на основе активной деятельности. Но главное – развивает-ся
способность работать творчески.
Использование мультимедийных технологий
поможет оформить литературный журнал в увлекательной интерактивной форме.
5) Инновационные формы работы на уроке.
Лабораторная работа.
Обучение
учеников творчеству – это вооружение их умением осознавать пробле-му,
формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей вы-двигать
гипотезы и соотносить их с условиями задачи, осуществляя поэтапную или итоговую
проверку решения несколькими способами. В самостоятельном
по-иске учащихся, организованном учителем, формируется познавательный интерес,
высокая активность. Постоянный анализ авторской позиции и стиля развивает у
школьников необходимое языковое чутье и вырабатывает приемы творческой де-ятельности. Решать эти задачи можно на лабораторных
занятиях по русскому язы-ку. Учитель может оптимально
сочетать коллективную, групповую и индивиду-альную
поисковую деятельность учащихся. Первое лабораторное занятие должно быть
общеклассным или групповым. И только по достижении определенного
уро-вня подготовленности ученики могут заниматься самостоятельно.
Первое
лабораторное занятие можно провести уже в 5 классе после изучения раз-делов «Фонетика и графика», «Лексика». Поскольку этот
лингвистический мате-риал вызывает у школьников
интерес, следует обучать их приемам языкового ана-лиза художественного текста.
При обработке фонетических умений можно ис-пользовать
стихи, а в заданиях к ним предлагать анализ не только языковых фак-тов, но и
текстовых свойств.
Так,
ученикам, изучающим твердые - мягкие и звонкие – глухие согласные, предлагается
текст:
И ж…вут в кв…ртир… с нами
Два ежа
И два ужа,
Целый день п…ют над нами
Два пр…ятеля – ч…жа.
И про наших двух ежей,
Двух ужей
И двух ч…жей
Знают в нашем нов…м дом…
Все дв…надцать этажей.
(С.
Михалков.)
Задание: расскажите о звуках, которые обозначены
выделенными буквами; какие звуки преобладают в этом тексте и почему? Укажите
строчки стихотворения, кон-цы которых совпадают.
Ученики выполняют не только традиционные задания, но
и творческие. Так, воп-рос о звуках требует анализа
текстовых свойств изучаемых фонетических явле-ний. Это задание можно
сформулировать иначе: почему всем известно, что проис-ходит
в квартире? Как это отражено в стихотворении? Внимательные ученики об-наружат и лексические (все двенадцать этажей), и
фонетические (обилие шипя-щих согласных – шум) средства передачи основной мысли
в этом тексте.
Небольшие
стихотворения и задания к ним, требующие творческого подхода, можно предлагать
ученикам почти на каждом уроке. Систематическая работа с подобными текстами
готовит учащихся к лабораторному занятию, которое займет все 40 или даже 80 мин
( в зависимости от объема текста).
Лабораторные
занятия должны стать регулярными. Сначала их целью будет фор-мирование
внимательного, чуткого, наблюдательного читателя, а потом они будут готовить
учеников к творческой деятельности при создании поэтического или прозаического
связного текста.
Задачи
познавательного характера.
Также творческий подход можно развивать,
систематически предлагая учащимся задачи познавательного характера. Они
включают проблемные задачи и задания частично-поискового характера, то есть
задания, при выполнении которых учащи-еся без
непосредственного участия учителя или при некоторой его подсказке открывают
новые знания или способы их добывания.
Большую помощь в построении познавательных
задач оказывает связный текст. В нем представлено системное многообразие
грамматических форм, что дает воз-можность обратиться
к тем или иным формам в зависимости от необходимости повторить или закрепить
тот или иной материал. Приведу несколько познаватель-ных
задач.
1. Согласитесь ли вы с
утверждением, что глаголы, от которых образованы
деепричастия и причастия в данном тексте, различаются одним
постоянным морфологическим признаком?
Каким именно?
2. Как вы думаете, являются ли
одинаковыми условиями обособления деепри-частного и
причастного оборотов в тексте?
Познавательные
задачи полезны при изучении особенностей образования частей речи.
Сопоставительная деятельность дает возможность
учащимся глубже проникнуть в изучаемую на уроке тему, четче и яснее увидеть то
или иное языковое явление, помогает создать внутреннюю установку,
способствующую эффективному выпо-лне-нию школьниками
сформулированного ими задания. Для этой цели лучше ис-пользовать
упражнения на восстановление текста. Именно в нем содержится большая доля
новизны и высокая степень активности действий ученика в работе с текстом.
Составление тематической
зарисовки.
Учитель
подбирает ряд стихотворных строк на определенную тему и предлагает ученикам
соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения
стихотворных строк проверяется по схеме. На уроке по теме «Изъявительное
наклонение» ученики, используя стихотворные строчки
А.
Фета и А. Твардовского, должны составить весеннюю зарисовку, отражающую
последовательность пробуждения природы.
Звонко
стукнула подкова.
Под подковкой хрустнул лед.
Подо льдом ручей забулькал.
Зазвенело все кругом.
Звонко дзинькнула сосулька,
Разбиваясь под окном. (Твардовский)
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом. Фет)
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит. Фет)
Правильный
ответ определяется по схеме.
1) [
] , а [ ].
2) [ ] ;
[ ]
3)
[ ] ,
[ ] , [ ] , [
] , [ ].
Запишите
две части зарисовки, в которых глаголов в изъявительном наклонении больше.
Поставьте недостающие знаки препинания.
Задания
и вопросы к записанному тексту:
1) Найдите общее и отличия в
записанных предложениях.
2) Назовите букву, которая в
словах этого упражнения представляет четыре разные орфограммы. (Буква Е: весна,
шевелит, колышет, елей).
3) Какие глаголы изъявительного наклонения можно выделить и почему? (Зазвенело – все согласные звонкие.)
Литературный коллаж.
В процессе обучения, кроме традиционных, нужно использовать и нетрадици-онные методы,
обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации.
Хотелось бы подробнее
о??тановиться на некоторых моментах урока русского языка в 11 классах, где
учащиеся целенаправленно готовятся к ЕГЭ.
Данный урок проводился в 11 филологическом классе по теме «Трудные случаи пунктуации». К сожалению, учащиеся, знающие правила, зачастую не могут опи-раться на них в процессе письма. Традиционные формы не всегда вызывают ин-терес учащихся и, следовательно, не служат повышению качества знаний, грамот-ности. Чтобы вызвать интерес к уроку и правильно спланировать работу, форми-рующую орфографические и пунктуационные навыки, целесообразно обратиться к творческому взаимодействию с учащимися.
Метод экспрессии в творческой ситуации
позволяет ориентировать учеников на субъективное творчество, когда каждый выступает одновременно и в роли твор-ца, и в
роли воспринимающего. Ученикам предлагается задание
составить литера-турный коллаж на темы: «Кто я?» или «Кто он?» Задания такого типа развивают воображение и
творчество учащихся через фантазию,
помогают избавляться от негативных эмоций и комплексов, прислушиваться к своим собственным чувст-вам. Такую работу лучше делать в
небольших группах, чтобы участие каждого в выполнении общего задания было замечено
всеми и правильно оценено.
Свободная форма работы на
уроке.
На уроке необходимо создать ситуацию выбора.
Свободная форма работы дает учащимся возможность самим выбирать задания, во время которых они могут
проявить собственные способности, возможности и интересы в соответствии с их
уровнем развития. Предлагается несколько
заданий: диктант-тест, редактирова-ние текста,
изложение-миниатюра и сочинение-миниатюра. Задания в основном носят
продуктивный характер: ученики сами выбирают наиболее трудные для на-писания пунктограммы, сами решают, какие предложения
взять для разбора, сами оценивают качество своей работы. Результаты фиксируют на оценочном листке.
Метод
творческого самовыражения помогает ученикам убедиться в своей значи-мости
и найти смысл жизни. Реализация метода возможна в разных вариантах. Метод
самовыражения через литературное творчество или через другие виды про-водится в форме практических занятий. Возможно
творческое общение с приро-дой. В процессе анализа
текста о природе можно выявить личностное отношение к ней. Исследуя текст А.И. Солженицына «Вязовое
бревно», дети придут к мыс-ли, что природа обладает
чудодейственной силой примера, учит жизнелюбию и жизнестойкости, благотворно
влияет на душу человека. Творческое общение с искусством поможет найти своих
поэтов, писателей, художников, музыкантов, поверить в себя и в свой творческий
потенциал.
Самостоятельная работа на
уроке не может быть вполне успешной, если ученик не умеет правильно оценивать
свои возможности, контролировать себя. Деловая игра, групповая работа приучает
учащихся не только к контролю со стороны учи-теля, но
и к самоконтролю, самоанализу деятельности, помогает планировать свою работу
самостоятельно. Группе учащихся прелагается подготовить мини-тест для проверки
пунктуационных навыков. Ученикам важно, что результатом их совместного труда
будут пользоваться другие, поэтому работу нужно выполнить добросовестно.
Игровые методы дают возмож-ность ученикам овладеть
умением рефлексировать, анализировать свое поведение.
Учитель на протяжении всего урока получает от
учащихся «обратную связь» как партнер. Тесно общаясь с учеником, учитель
уточняет для себя, какие пунктуаци-онные правила
усвоены прочно, а над какими предстоит еще поработать на следу-ющих уроках, у
каких учащихся сформировано умение сотрудничества, а кто предпочитает работать
в одиночку.
Жизнь требует от современного учителя инновационного поведения, то есть ак-тивного и систематического творчества в педагогической деятельности. Инновационное поведение – это максимальное развитие индивидуальности. Чтобы быть новатором, полезно осознать, пережить и избавиться от психологиче-ских барьеров, мешающих развитию инновационной деятельности
Таким образом, выбранные методы и форма урока позволяет организовать равно-правное, партнерское общение, создать благоприятный психологический климат и атмосферу сотрудничества.
Непременными специальными компонентами
содержания урока должны быть ценностно ориентирующие тексты, гуманитарная
информация и такие виды дея-тельности учащихся,
которые направлены на актуализацию их личностного по-тенциала.
6) Мультимедиа технологии в повышении качества образования.
Сегодня с помощью компьютера можно создавать
в рамках учебного пособия це-лостную реальную
обучающую среду, которая предполагает выбор и индивиду-альное познание в
обучении, что не может не повлиять на его качество. Новое ка-чество
образования – это ориентация образования не только на усвоение обуча-емыми
определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познава-тельных и
созидательных способностей, получение опыта самостоятельной дея-тельности и
личной ответственности, формирование современных ключевых ком-петенций в
различных сферах жизнедеятельности.
Синтез компьютерных технологий, позволяющих
объединять в компьютере звук, информацию, неподвижные и движущиеся
изображения получил название муль-тимедиа.
Мультимедийная система позволяет работать со всеми видами информа-ции,
использовать для работы различные технологии, повышать самостоятельную роль
учащихся.
Компьютерная информационная среда открывает
возможность манипулировать изучаемым материалом в соответствии с поставленной
задачей и индивидуальны-ми предпочтениями.
Совместная деятельность учащегося и учителя в
режиме автономной работы про-исходит по схеме
обучаемый – мультимедийный материал и тестирующие заня-тия – учитель. Автономная
работа с мультимедийным материалом может сочета-ться с
любыми формами учебных занятий, включаться в различные части урока.
Работа обучаемых с
материалом мультимедийной программы будет способст-вовать:
·
формированию элементарного теоретического анализа и полседующей ло-гической оценки;
·
пониманию сущности явлений в процессе анализа учебной информации;
·
различению рациональных и нерациональных способов деятельности;
·
выделение главного в практической и самостоятельной работе;
·
формированию умений простешей аргументации,
выраженной в словесной и письменной формах;
·
развитию умений классификации учебного материала и обобщения;
·
формированию умений и навыков исследовательской деятельности.
Мультимедийные презентации – самый
современный и универсальный способ организации и демонстрации деловой и учебной
информации. Благодаря комплек-су разнообразных
мультимедийных способностей процесс обучения литературы становится более
интересным и эффективным, учебные занятия переходят на ка-чественно новый
уровень преподавания.
Мультимедийные программы создают широкие возможности
для учителя и уча-щихся:
·
осуществляют отбор необходимой информации в соответствии с дидактиче-скими целями;
·
прогнозируют мотивацию, понимание, усвоение и характер мыслительных
операций обучаемых в процессе самостоятельной работы по плану учителя;
·
выбор способов сочетания и интеграции средств данной мультимедийной
программы с традиционными средствами обучения;
·
создают оптимальные дидактические условия развивающего обучения: уче-ники самостоятельно индивидуально или в группах будут
искать ответы на поставленные вопросы;
·
удовлетворяют познавательный интерес к изучаемому предмету.
Работу с
мультимедийными программами следует отнести к интерактивным
фор-мам. Этот вид работ развивает конструктивное, алгоритмическое и творческое
мышление, коммуникативные способности учащихся, формирует умения и навы-ки исследовательской деятельности, развивает учебную
деятельность.
Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах со-вместной деятельности обучающихся.
Творчески
работающий учитель, выбирая и используя электронные материалы, создает
собственные вариации на заданную тему. При создании мультимедийного материала
должны учитываться не только особенности самой программы, но и композиция изображения
и динамика.
Учащиеся
должны иметь ясное представление о том, что требуется для получе-ния
качественного образования именно от них. Учителю необходимо помочь из-менить у обучаемых установку слушать и запоминать, сориентировать и
научить активному отношению к учебе. Без соблюдения этого требования никакие
усилия, предпринимаемые для повышения качества образования, не дадут позитивных ре-зультатов.
Ученик
становится не только «получателем», но и «распространителем» знаний, поскольку
качественное образование предполагает у него возможность и потреб-ность
в формировании по результатам познавательной деятельности собственного
индивидуального образовательного пространства, которое может быть реализова-но
в виде электронных ресурсов на основе современных информационных и
теле-коммуникационных технологий.
7) Дистанционное обучение – одно из самых современных нововведений.
Дистанционное обучение – одно из масштабных нововведений в отечественную
и мировую систему образования. Под
дистанционным обучением следует пони-мать обучение с помощью средств
телекоммуникаций, при котором субъекты и объекты
образования, имея пространственную или временную удаленность, уча-ствуют в
учебном процессе, направленном на создание образовательных продук-тов и
соответствующих внутренних приращений субъектов образования.
На данный
момент в современных школах можно успешно использвать обучение «Школа –
Интернет – Школа». Дистанционное обучение дополняет очное обуче-ние
и влияет на него более интенсивно. Оно охватывает учеников и педагогов двух и
более очных школ, находящихся в одном или нескольких городах, которые участвуют
в общих дистанционных образовательных проектах.
Дистанционное обучение «Ученик – Интернет – Учитель» частично заменяет оч-ное. Ученики учатся в обычной школе, но кроме реальных,
живых педагогов с ни-ми эпизодически или непрерывно
работает удаоенный от них «виртуальный» учи-тель. Занятия проводятся с помощью
электронной почты, чатов, веб-ресурсов и имеют целью углубленное изучение
какого-либо предмета или темы. Формы заня-
тий – дистанционные курсы, семинары, консультации.
Дистанционное обучение имеет ряд преимуществ и возможностей перед обыч-ным обучением: условия
образования для детей одаренных, «трудных», с инди-видуальными
особенностями более гибки. Ученики могут иметь доступ к миро-вым культурным и
научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных
библио-теках и на веб-сайтах.
Эффективно
использовать дистанционные эвристические олимпиады, дистанци-онные
проекты креативного типа, дистанционные курсы, научные исследования. Творческая
ориентация дистанционного обучения предполагает, что оцениваются
прежде всего процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия
уча-щегося с педагогом, индивидуальная траектория освоения изучаемых тем,
степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных.
Современные
средства телекоммуникаций не только предоставляют дистанцион-ные
аналоги учебным контактам, но и в ряде случаев существенно расширяют их
возможности.
У педагога
есть возможность обеспечить учеников всеми видами учебных мате-риалов
для подготовки к занятиям еще до того, как начнется диалоговая часть обучения.
Необходимый материал предоставляется ученику следующими
спосо-бами:
·
пересылается по обычной почте в виде определенного комплекта, куда мо-гут входить CD – ROM или дискета, аудиокассета,
видеокассета, бумажные пособия (кейс-технология);
·
пересылается по электронной почте в архивированном файле – сразу или по
частям на протяжении учебного процесса;
·
размещается на образовательном сайте
дистанционного учреждения для до-ступа к нему всех зарегистрированных учащихся;
·
оформляется в виде веб-квестов со ссылками на необходимый материал в
сети Интернет;
·
ученику предоставляется доступ в одну или несколько электронных
библио-тек.
Дистанционный
учитель и ученик обмениваются по электронной почте тестами, контрольными
заданиями, учетными табелями, листами оценок. Всё это размеще-но
на образовательном сервере и доступно как учителю, так и ученикам. Учитель
обеспечивает учеников домашними заданиями, консультирует.
Во время
телекоммуникации в реальном времени учитель показывает слайды, картинки,
графику и т.д., проводит виртуальную экскурсию по сети Интернет по заранее
составленным адресам. Ученики обмениваются наглядными материалами между собой,
что эффективно при подготовке ими докладов или коротких высту-плений.
Этим процессом дистантно управляет учитель.
Преподаватель задает ученикам вопросы как в режиме электронной
конферен-ции, так и в «реальном времени» в режиме ICQ, чат или видеоконференций.
При этом он может задавать вопросы как одному из учеников, так и всей группе
сразу, может объяснять материал в одностороннем порядке или пересылать записи сво-их видеолекций, лекций своих коллег или специалистов по
изучаемым вопросам.
Дистанционный
учитель начинает дискуссию по изучаемой проблеме, управляет дискуссиями между
учащимися в рамках изучаемой темы и в соответствии с по-ставленными
учебными задачами в режиме различных видов телеконференций.
Ученики
могут задавать вопросы как частным образом, посылая ему электрон-ные
письма, общаясь с ним в реальном времени, так и публично, высказывая свои
вопросы и суждения в общем списке рассылки. Возможно и свободное электрон-ное общение учеников друг с другом в удобное для
них время.
В режиме видеоконференции учитель видит реакцию ученика на текущую
проб-лему или на задаваемый вопрос. Для обозначения эмоционального
состояния в текстовых электронных телекомуникациях применяются «смайлики».
Дистанционный учитель оценивает работу ученика во время проведения дистан-ционного занятия, а также его домашние работы,
выполненные тесты, творческие проекты и исследования с помощью любого из
дистанционных и телекоммуника-ционных средств. Так, в режиме чат-конференции по
реакции учеников на вопро-сы рефлексивного характера оценивается степень их
владения изучаемым матери-алом.
Интернет
повышает роль сетевых педагогов, потому что зона их влияния много-кратно
возрастает по сравнению с обычным учебным процессом. Талнтливый учитель
интересен не только окружающим: его миссия шире – помочь тем, кто хочет
учиться, используя для этого дистанционные технологии.
В наше
время лучшие учителя, скорее всего, будут дистанционные, то есть те, кто имеет
возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных
коммуникаций.
5. Выводы о результатах работы. Основные показатели, подтверждающие полезность и значимость опыта. Перспективы дальнейшего развития и совершенствование опыта.
Прежде чем
реализовывать инновационные идеи, изучаю реальный процесс обу-чения,
выявляю инновационные проблемы, большое внимание уделяю самодиаг-ностике.
В своей работе использую различные
педагогические технологии, также пыта-юсь построить
свою, личностно-индивидуализированную педагогическую систе-му. Технология
модерации позволяет реализовывать разработанный план урока путем организации,
координации, мотивации и контроля запланированных учеб-ных
и воспитательных мероприятий. Активные методы обучения помогают сти-мулировать познавательную деятельность учащихся.
Дифференцирую изучаемый материал по степени сложности, направленности. Также
учащиеся имеют возмож-ность создания собственной
образовательной траектории освоения русского языка и литературы, вести тетради
самоконтроля. Индивидуальная образовательная
про-грамма разрабатывается учеником под контролем учителя. Элементами являются:
целеполагание, планирование, выполнение намеченных планов, рефлексия, само-оценка деятельности.
Перспективы
дальнейшего развития и совершенствования опыта: помочь детям самостоятельно
организовать учебно-познавательную деятельность в соответст-вии
со своими возможностями.
Анализ
учебных достижений позволяет сделать вывод о позитивной динамике общей
успеваемости и качества знаний учащихся.
Год. |
Класс |
Кол.
уч-ся. |
Коэффициент обучения |
Коэффициент образования |
СОУ |
2007-2008 2008-2009 |
10 Б
11 Б |
25 25 |
100 % 100 % |
64,00 % 72,00 % |
61,12 % 63,36 % |
2008-2009 2009-2010 |
10 М 11 М |
27 27 |
100 % 100 % |
70,37 % 77,78 % |
59,7 % 64,11 % |
А итоговая аттестация подтверждает повышение
качества знаний учащихся.
Результаты ЕГЭ по русскому
языку.
Год. |
Класс. |
Кол.
уч. |
Коэффициент обучения. |
Коэффициент образования. |
СОУ |
|||||||
2007-2008 |
11 Б |
21 |
100 % |
57,62 % |
59,62 % |
|||||||
|
||||||||||||
Год |
Класс |
Кол.
уч. |
Коэффициент обучения. |
49-55 б. («3») |
56-75
б. («4») |
76-89 б. («5») |
100 б («5») |
|||||
2008-2009 |
11 Б |
25 |
100 % |
5 чел. |
9 чел. |
11 чел. |
1 чел. Ивахненко |
|||||
За 29 лет
выработала целостную систему, которая позволяет мне оптимально ре-шать педагогические, психологические и социальные
проблемы.